Тихий герой

Варвара СОЛЯНИК. г. Каменка

Вот уже почти 75 лет нашу страну озаряет свет Победы в Великой Отечественной войне. А участников и свидетелей страшных событий остается все меньше и меньше. Именно поэтому сейчас мы рассматриваем старые семейные фотографии, собираем по крупицам воспоминания наших бабушек и дедушек, чтобы сохранить и передать своим детям правду и гордость за своих предков, за свою Родину.

Война застала моего прадедушку Максима Афанасьевича Ходякова в 82 истребительном авиаполку ПВО на аэродроме Насосная . Полк приступил к выполнению задач противоздушной обороны объектов города Баку и нефтеносного района уже в первые дни войны. На вооружении полка был самолет И-16. По словам прадеда, самолет к началу войны уже устарел, и противостоять в бою новым немецким самолетам было очень тяжело. Но воевали. И воевали хорошо. Подвиги советских летчиков описаны и в литературе, и в кино. А в чем подвиг простого авиамеханика? Авиамеханики не крутили виражей в воздухе, не сбивали вражеских самолетов. Их война была внизу, на земле. И от их мастерства в немалой степени зависел успех боевой операции и жизнь летчика.

Труд авиамеханика в первые месяцы войны был особенно тяжелым. Вылеты на задания происходили почти непрерывно. Механики не спали ночами, латали изрешеченные осколками и пулями самолеты, заправляли горючим, снаряжали боекомплектом и отправляли на задания.  Но работа с авиавооружением была не только трудной, но и опасной. Любая мелкая оплошность могла привести к трагедии. Обращаться с оружием и боеприпасами надо было особенно аккуратно и строго соблюдать технику безопасности. Но Максим Афанасьевич свое дело знал, и выполнение правил безопасности позволяло эксплуатировать боевую технику без происшествий.

В 1942 году авиаполк получил новые самолеты «Харрикейн». Самолеты поступали в разобранном виде и собирались на месте. Поддерживать эти машины в боевой готовности было непросто. Никаких запчастей к этим самолетам союзники не поставляли. Поэтому механики искали места вынужденных посадок своих самолетов и машин других авиаполков, все, что можно было снять с них на запчасти – винты, двигатели, шасси — демонтировали и доставляли на аэродром. И работали, не разгибая спины, чтобы как можно скорее ввести в строй поврежденные самолеты.

Проводив самолет и летчика на задание, техник с тревогой вглядывался в небо, прислушивался к гулу самолетов, узнавая свой родной,   и волновался. Ведь в воздухе все, что угодно могло произойти: не хватило горючего, заклинило пулемет —  во всем техсостав виноват. В 1942 году вышел Указ, согласно которому любое летное происшествие, поломка самолета при вынужденной посадке или отказ техники во время боя  приравнивались к измене Родине. Конечно, механики работали на совесть не потому, что наказания боялись, на Победу работали. И душой были вместе с летчиками в небе.

На основании Указа Президиума Верховного Совета ССР от 1 мая 1944 года вручены медали  «За оборону Кавказа» всему сержантскому составу 82 Истребительного авиационного полка ПВО, в том числе и моему прадедушке Ходякову М.А.. Демобилизовался прадедушка в декабре 1945 года и вернулся к семье в родной Вадинск. Учительской профессии, которую получил еще до войны, был предан так же, как и самолетам. И ученики отвечали ему любовью.

Герои бывают разные. Вот совершает человек подвиг ярко, о нем начинают говорить, писать в газетах. Его имя звучит из каждого радиоприемника, и слава гремит и бежит за ним по пятам. А трудовой героизм – тихий. Авиамеханик совершает свой подвиг незаметно для окружающих, без порыва. Он просто исполняет свой солдатский долг. Время все дальше уносит от нас страдания наших прадедов и радость Победы. Время лечит раны, но память о героизме наших предков во время Великой Отечественной войны ему не стереть. Память о моем прадедушке Максиме Афанасьевиче живет в сердцах нашей семьи, и я хочу, чтобы тихий героизм моего прадеда помнили и мои дети.


Понравилась статья - поделись с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *